среда

Мелкая система электронных платежей стала партнером Google

Укол рапидой
Мелкая система электронных платежей стала партнером Google
 
В феврале нынешнего года российское представительство компании Google заключило соглашение о сотрудничестве с платежной системой «Рапида». Это малоизвестный аналог популярных «Яндекс.Денег» и WebMoney, особенность которого – наличие банковской лицензии Банка России. Компания на рынке уже почти 8 лет, но пока остается в тени «монстров» рынка платежных систем. Возможно, сотрудничество с Google изменит ситуацию в пользу «Рапиды».
 
 История небанковской кредитной организации «Рапида» началась в 2000 году. Тогда команда, состоящая преимущественно из сотрудников Инкомбанка, приступила к созданию персонального платежного сервиса для физических лиц. «Рапида» вышла на рынок дистанционных расчетов в 2001 году и за первые месяцы деятельности успела зарекомендовать себя в качестве перспективного игрока. Были запатентованы оригинальные технологии, проведен активный брендинг – в ноябре 2002 года «Рапида» заняла 8-е место в рейтинге самых узнаваемых IT-брендов в Рунете, составленном компаниями WebScan Technologies и Astera. Также были выпущены предоплаченные карты «Рапида».
С помощью этой системы у физических лиц появилась возможность платить за коммунальные услуги, телефонную связь и спутниковое телевидение через Интернет или по телефону – причем зачастую без взимания комиссионных. Для каждого пользователя системы заводится счет при регистрации на сайте, либо когда он покупает карту и активирует ее. В дальнейшем этот счет можно пополнять различными способами. Осуществлять платежи со счета можно через Интернет или с помощью мобильника. Во втором случае необходимо отправить SMS с определенным кодом назначения платежа и другой служебной информацией. Ее считают и направят деньги в нужное место. Это одно из главных удобств данной системы. Но главное, на что делает ставку «Рапида» – расширение сети компаний – получателей платежей. Помимо возможности перевода денежных средств на счета партнеров «Рапиды», заключивших с компанией соответствующие договора, пользователь может осуществить перевод в адрес любого российского юридического или физического лица, при условии, что известны реквизиты его банковского счета. По мнению PR-менеджера компании Анастасии Шляховой, наличие лицензии Банка России на осуществление расчетов является одним из конкурентных преимуществ «Рапиды»: «Уникальность компании в том, что мы единственная платежная система, обладающая такой лицензией. Благодаря этому мы можем принимать платежи, которые не способны принимать другие компании или которым для этого нужно сотрудничать с каким-нибудь банком. При этом мы единственная компания, которая разработала простую и удобную систему «мобильного банка» – это оплата услуг с помощью мобильного телефона; для того, чтобы совершать платежи, не нужно загружать Java-приложения или заходить в Интернет, система проста и понятна».
Несмотря на интенсивный старт, к началу 2003 года «Рапида» не набрала достаточной популярности, из-за чего произошла смена руководства проекта. С тех пор компания делает упор на сотрудничество с коммерческими банками, что избавляет ее от прямой конкуренции с другими платежными системами. Было решено отказаться от работы с небанковскими сетями приема платежей.
 

Ненастоящие деньги
На сегодняшний день среди основных направлений деятельности компании значатся исполнение коммунальных и телекоммуникационных платежей клиентов банков, принимаемых через кассы, банкоматы, терминалы и прочие системы дистанционного самообслуживания (мобильный и интернет-банкинг), организация для банков сети погашения кредитов (почтовые и банковские отделения, терминалы), персональные интернет- и мобильные платежные сервисы для держателей банковских карт. Но услугами «Рапиды» могут пользоваться жители далеко не всех регионов страны – так, коммунальные платежи через эту систему сегодня осуществляются лишь в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах России. Но несмотря на то, что бизнес компании только развивается, партнерская сеть «Рапиды» довольно обширна: при ее помощи можно оплатить товары и услуги более 300 предприятий и организаций, среди которых, в частности, крупнейшие операторы мобильной связи (МТС, «Билайн», «Мегафон», «Смартс»), операторы коммерческого телевидения («НТВ-Плюс», «Стрим-ТВ», Akado), телекоммуникационные компании (МГТС, «Ростелеком», МТТ). При этом первая из вышеперечисленных услуг довольно традиционна для платежных систем, однако предложения «Рапиды» банкам являются в значительной степени уникальными. По словам Виктора Насочевского, председателя правления компании, никто не предлагает банкам более комплексного решения по сбору платежей в погашение кредитов. Среди клиентов системы – Альфа-банк, Газпромбанк, Ситибанк, «Петрокоммерц», Мастер-банк и многие другие (всего более 100).
 

Среди акул
Сегодня на рынке представлен целый ряд платежных систем, каждая из которых характеризуется теми или иными особенностями. Самая популярная – «Яндекс.Деньги», один из конкурентов «Рапиды» в сфере платежей банковских клиентов, возникла как симбиоз поисковой системы «Яндекс» и компании PayCash. Популярность «Яндекс.Денег» обусловлена простотой, доступностью и функциональностью предоставляемых услуг, а механизмы защиты PayCash обеспечивают сервису высокий уровень безопасности. Одна из старейших в России платежных систем WebMoney Transfer, которая использует собственные виртуальные деньги WM, также завоевала популярность благодаря простоте механизма расчетов и его надежности. Системы Assist и «КиберПлат» предоставляют услуги в области использования в Сети банковских кредитных карт. «Рапида» же делает ставку на осуществление денежных переводов для банковского сектора и одновременно с этим облегчает жизнь физическим лицам, которые получают возможность оплачивать счета не выходя из дома. Схема оплаты проста: фактически клиентский счет в «Рапиде» можно сравнить со счетом в любом банке. Только пополнять его можно множеством способов, помимо банкоматов. По мнению вице-президента по маркетингу и коммерческой деятельности компании ChronoPay Дмитрия Шмакова, основным преимуществом «Рапиды» являются тесные взаимоотношения с «Почтой России»: «У почты есть огромный плюс – самая большая сеть отделений в России (более 40 000, для сравнения – у Сбербанка менее 20 000)». В каждом отделении любой пользователь платежной системы может пополнить баланс своего счета. Получается, что даже при отсутствии доступа в Сеть и не имея телефона, вы можете осуществить платеж за те или иные услуги, всего лишь дойдя до ближайшего почтового отделения. «Кроме того, – продолжает Шмаков, – «Рапида» проводит большое количество коммунальных платежей, что делает ее позицию устойчивой с точки зрения закона». Правда, пользователям совершенно не понятно, зачем им нужна еще одна платежная система. Оплачивать счета удобно через терминалы, которые есть у каждой станции метро, а также через сберкассы. При этом не нужно совершать лишних движений и пополнять сначала счет «Рапиды», а потом уже с него перечислять деньги в нужное место. К тому же сотрудничество с «Почтой России» сейчас под вопросом – в данный момент через почтовое отделение пополнить счет «Рапиды» невозможно. Сотрудники объясняют это временными сложностями на сайте.
 

Пальцем в небо
Аналитики затрудняются дать четкую оценку темпам роста бизнеса «Рапиды» и предоставить свежие данные о доле рынка, занимаемой компанией. Во многом это связано со сложностью и неоднозначностью принципов расчетов, так как «Рапида» работает одновременно в нескольких областях. По информации MForum, темпы роста рынка традиционных каналов осуществления платежей (в частности, через терминалы) за последний год составили около 50%, а позиции «Рапиды» в этом сегменте можно назвать крепкими. Кроме того, она является одной из самых закрытых платежных систем на рынке, далеко не всегда предоставляя официальные данные по совершаемым платежам, выручке, обороту, количеству пользователей и структуре своего бизнеса. Согласно последней официальной информации, объем чистых доходов компании в 2006 году составил 38,758 млн рублей (38,184 млн рублей в 2005 году), при этом прибыль за отчетный период исчисляется суммой в 1,045 млн рублей (за 2005 год – 1,068 млн). В прошлом году «Рапида» активно развивалась по всем направлениям бизнеса, расширяя клиентскую базу. По словам председателя правления компании, особенно много удалось сделать в сферах приема платежей в погашение кредитов. В результате оборот вырос вдвое по сравнению с предыдущим годом. У таких небольших компаний, как «Рапида», несмотря на множество сильных конкурентов, имеются серьезные шансы на развитие, так как рынок платежных систем в целом растет даже быстрее рынка сотовой связи. «Рапида» уделяет особое внимание предоставлению услуг через Интернет, поэтому ее позиции можно считать довольно крепкими, ведь, по мнению аналитика компании MForum Дмитрия Деева, доля классических каналов оплаты уменьшается, в то время как новые принципы и методы становятся все более популярными. В последние три-четыре года электронные платежные системы в России развиваются даже быстрее, чем в среднем по миру. По оценкам J'son & Partners, рынок платежей Business-to-Consumer составил в 2005 году $255 млрд, а в 2006 году вырос еще на $60 млрд – 70 млрд. При этом большинство индустриальных аналитиков сходятся во мнении, что с развитием банковской системы, распространением Интернета по всей стране и ростом культуры потребления нас ожидает продолжение стремительного роста этого рынка. Но есть и проблемы, среди них – плохо разработанная законодательная база в области электронной коммерции.
Однако не все специалисты разделяют оптимизм насчет положения «Рапиды» на рынке. Так, аналитик агентства iKS Consul-ting Елена Крылова сообщила «Ко», что доля рынка, занимаемая рассматриваемой фирмой, на сегодняшний день незначительна – на 2006 год она составляла менее 5%, а в 2007 году вряд ли серьезно увеличилась. Отметим также, что в декабре 2006 года специалисты исследовательского холдинга Romir Monitoring провели опрос аудитории в 1700 человек в возрасте от 12 лет среди лиц, активно пользующихся Интернетом, по результатам которого стало ясно, что доля «Рапиды» на рынке онлайн-переводов невелика: на тот момент услуги «Рапиды» были востребованы лишь среди 3% респондентов. Помимо лидеров WebMoney (25%) и «Яндекс.Деньги» (20%), за потребителя активно борются системы E-Gold (4%), E-Port (3%), Assist (услугами этой системы пользуется 2% опрошенных) и многие другие компании.
Сделать прогноз развития бизнеса компании непросто. С одной стороны, потенциал налицо – «Рапида» действует на быстро развивающемся, перспективном рынке, имеет ряд конкурентных преимуществ, перечисленных выше, демонстрирует позитивную динамику и занимает на рынке уникальную нишу. Кроме того, присутствует стремление компании расширять и углублять направления бизнеса. По словам Шляховой, «Рапида» планирует теснее работать с физическими лицами, а не только с банками. С другой стороны, для продолжения конкурентной борьбы необходимо расширять партнерскую сеть, которую на данный момент не назовешь особенно широкой, налаживать доступ к своим услугам для жителей отдаленных городов. В целом можно признать, что видимых препятствий к дальнейшему развитию, кроме сильных конкурентов, у «Рапиды» не наблюдается. «Все направления бизнеса нашей компании являются удачными в той или иной степени, – говорит глава компании Виктор Насочевский. – Что касается перспектив и планов на будущее, то мы собираемся уделить повышенное внимание вопросам улучшения обслуживания клиентов. Мы не планируем менять свою стратегию и будем продолжать активно работать с банками, в том числе по внедрению новых расчетных услуг».
 

Внимание свыше
В начале февраля появилась информация, что компании «Рапида» и Google рассматривают варианты сотрудничества на рынке платежей – в частности, Google собирается использовать систему перевода средств, разработанную отечественной компанией, для связи со своими российскими партнерами, пользующимися услугами системы контекстной рекламы AdSense. Это должно помочь Google рассчитываться с российскими сайтами не при помощи традиционных банковских чеков, а через защищенную онлайновую систему. В разговоре с «Ко» Виктор Насочевский отметил: «Компании Google «Рапида» оказывает комплекс услуг по расчету с веб-мастерами, размещающими контекстную рекламу на своих сайтах. Сейчас производится совместное тестирование. На данный момент веб-мастера, сотрудничающие с Google как физические лица, могут получить вознаграждение почтовым переводом. В будущем планируется расширить возможности по выплате за счет переводов через банки». Отметим, что это далеко не первая попытка Google упростить способы денежного расчета со своими партнерами в нашей стране: ранее американская компания пробовала наладить сотрудничество с Western Union и WebMoney, однако ничего хорошего не вышло. Аналитик iKS Consulting Елена Крылова считает, что возможное сотрудничество «Рапиды» и Google обещает быть безусловно выгодным для российской фирмы: «Рапида» – небольшая компания, и от работы с таким интернет-гигантом, как Google, ей будет только лучше». А вице-президент по маркетингу и коммерческой деятельности ChronoPay Дмитрий Шмаков предполагает, что для Google важна разветвленная почтовая сеть, которая позволит веб-мастерам получать деньги по партнерской программе AdSense в любом российском городе.
 

ЧТО ТАКОЕ «РАПИДА»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2000
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: система электронных платежей для физических и юридических лиц для оплаты банковских кредитов, коммунальных платежей, покупок в интернет-магазинах и т.д. «Рапида» владеет лицензией ЦБ РФ.
УЧРЕДИТЕЛИ: организатор, расчетный и процессинговый центр системы – небанковская кредитная организация «Рапида». Основана сотрудниками Инкомбанка.
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: чистый доход в 2006 году – 38,758 млн рублей
 
 
 
Максим Самойленко
18.03.2008  Журнал "Компания

Комментариев нет: